Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "демонстрации и митинги":
демонстрации и митинги
- это формы публичного, массового выражения социальных требований, протестов против политических мер и событий общественно-политической жизни или наоборот поддержки таких мер и событий. Демонстрация публичное шествие с использованием плакатов, транспарантов, иных наглядных средств. Митинг массовое собрание граждан, по преимуществу под открытым небом. Свобода демонстраций и митингов является общепризнанным правовым стандартом, закрепленным в основополагающих международно-правовых актах о правах человека и в конституциях демократически ориентированных государств. Она ограничивается лишь в той мере, в какой это необходимо в интересах общественной и государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., статья 21). В отличие от конституций социалистического периода, провозглашавших свободу демонстраций и митингов (равно как и другие политические права) в целях укрепления и развития социалистического строя, Конституция РФ 1993 г. закрепляет свободу демонстраций и митингов, ориентируясь на международные стандарты прав человека и гражданина. Она без каких-либо оговорок устанавливает (статья 31), что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование. Статья говорит только о гражданах. Это объясняется тем, что речь идет о политических правах (см. права человека и гражданина). Однако это не означает запрета другим лицам, находящимся на территории страны, проводить демонстрации и митинги; часть 3 статьи 62 распространяет на них это право (как и все иные права), но для его реализации законом может быть установлен иной порядок. Статья 21 Конституции РФ наряду с демонстрациями и митингами называет также шествия и пикетирования. В международно-правовых актах все эти четыре вида охватываются понятием мирные собрания. Менее удачно обобщающее понятие публичные мероприятия, допускающее слишком широкое толкование статьи 31 Конституции РФ. Праву на демонстрации и митинги в наибольшей степени соответствует уведомительный порядок их проведения, при котором их организаторы ставят в известность соответствующие власти о предстоящем мероприятии, а последние вправе возразить лишь в тех случаях, когда цели и условия проведения данного мероприятия несут угрозу общественному порядку. Такой уведомительный порядок установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, который призван действовать до издания соответствующего федерального закона. Соотнесение пункта в статьи 71 и пункта б статьи 72 Конституции РФ позволяет считать, что регулирование порядка реализации статьи 31 Конституции может рассматриваться как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Демонстрации и митинги, шествия, пикетирования достаточно частое и распространенное явление в общественно-политической жизни современной России. Большинство из них, в том числе многотысячные акции демократической ориентации, проходило в строгих конституционных рамках. Вместе с тем некоторые демонстрации, организуемые так называемой непримиримой оппозицией, выйдя за эти рамки, повлекли за собой беспорядки, столкновения с органами охраны общественного порядка и даже жертвы. Массовый характер демонстраций и митингов требует политической сознательности и ответственности их участников, строгого соблюдения требований закона.
Правильное понимание слова "демонстрации и митинги" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация демонстрации и митинги юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.