Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "депутатский запрос":
депутатский запрос
- это обращение депутата парламента, группы депутатов, парламентского комитета к правительству, министрам, иным высоким должностным лицам с требованием дать разъяснения по проводимому политическому курсу или по каким-либо конкретным вопросам. В мировой парламентской практике сложилось два основных вида депутатских запроса: интерпелляция и вопрос. Интерпелляция это, по терминологии, принятой в некоторых странах, большой запрос, обращение по существенной проблеме, требующей после получения (или неполучения в установленный срок) ответа обсуждения в палате парламента, которое может даже завершиться принятием резолюции порицания. В отличие от интерпелляции, которая всегда вносится в палату в письменном виде (а затем передается адресату), вопросы во многих парламентах могут задаваться как письменно, с последующей передачей адресату так и устно в специально отведенное на то время (частных вопросов). Депутатский запрос достаточно важная форма парламентского контроля за деятельностью высших органов исполнительной власти, однако при этом важно учитывать, что функцией контроля наделен не отдельный депутат, а парламент или одна из его палат (в двухпалатном парламенте); депутат или группа депутатов лишь инициирует акт контроля. Парламентское право большинства зарубежных стран не наделяет отдельного депутата правом прямого, минуя палату, контроля за деятельностью государственных и иных органов и должностных лиц путем обращения к ним с обязательными для них запросами-требованиями, поручениями и т.д. Подобного рода действия могут опираться лишь на политический авторитет депутата, но это не запрос в конституционно-правовом значении. Федеральный закон О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (1994) термин интерпелляция не использует, но различает депутатский запрос (статья 13) и обращение депутата Государственной Думы с вопросом к члену Правительства РФ на заседании палаты (вопрос может быть передан и заблаговременно в письменной форме). Запрос может быть обращен к Правительству РФ, Генеральному Прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям всех иных исполнительных органов государственной власти. Депутатский запрос вносится на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания в письменной форме; срок для ответа 15 дней со дня получения, если иной срок не установлен палатой. В отличие от интерпелляции обсуждение ответа на запрос названным законом не предусмотрено. Подписав закон о статусе депутата (который затем был официально опубликован и вступил в силу), Президент РФ в письменном обращении к депутатам обеих палат Федерального Собрания РФ обратил внимание на то, что в законе контрольная функция парламента, в том числе право депутатских запросов, трактуется слишком широко (например, наделение депутата правом прямого обращения с обязательными для исполнения требованиями к государственным и иным органам общественным организациям, должностным лицам (статья 17 Закона о статусе депутата). В соответствии со статьей 39 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ палата, реализуя контрольную функцию, систематически заслушивает сообщения членов Правительства и других высоких должностных лиц.
Правильное понимание слова "депутатский запрос" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация депутатский запрос юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.