Поиск:

Юридическое понятие "федерация"

Смысл слова «федерация»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "федерация":

федерация

- это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.). Федерацию называют союзным государством в отличие, с одной стороны, от конфедерации (союза государств), а с другой — от унитарного (единого) государства, территория которого состоит из административных единиц. Какой бы ни была децентрализация в унитарном государстве (в том числе на основе автономии), разделение властей по вертикали в федерации всегда значительнее, чем в унитарном государстве. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования в составе федерации имеют свое гражданство, законодательство, часто свои конституции, чего не знает унитарное государство. В отличие от конфедерации государственные образования — члены федерации не обладают суверенитетом, (он принадлежит федерации как таковой), не могут иметь свои вооруженные силы, не обладают правом одностороннего выхода из федерации (см. сецессия). В сравнении с общим числом современных государств федераций сравнительно немного — 22; однако среди них такие государства, как США, Россия, ФРГ, Индия, Канада, Австралия, Бразилия и др., роль которых в экономической и политической жизни мирового сообщества трудно переоценить. В то же время некоторые европейские государства перестали быть федерациями (например, Чехословакия, распавшаяся на два унитарных государства — Чехию и Словакию). В большинстве государств с федеративным устройством в его основе лежит только территориальный фактор и оно не призвано решать какие-либо этнические, национальные проблемы. Однако ряд федераций основан на территориально-национальном принципе с учетом в той или иной степени национального фактора. Многие федерации сложились как договорные, в других федеративное устройство было учреждено путем принятия конституции. Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (то есть правовой статус ее членов несколько различается), тем не менее один из важнейших принципов федеративного устройства — это равноправие всех субъектов федерации. Жизненность федерации зависит в конечном счете от взвешенного, сбалансированного распределения компетенции между федерацией как таковой и ее членами. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что и произошло с Советским Союзом. С превращением России в самостоятельное независимое государство начался процесс превращения прежнего формального федеративного устройства в реальную федерацию, основанную на национально-территориальном принципе. В составе Российской Федерации 89 субъектов федерации — больше, чем во всех других федеративных государствах (в США — 50 штатов, в Мексике — 31 штат, в Индии — 25, в Малайзии — 13 и т.д.). Среди субъектов РФ 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Эта многозвенность неодинаковых по названию субъектов и тем самым сложность федеративной системы отражают исторические пути формирования Российской Федерации, необходимость сочетания национальной и территориальной моделей. Введя единое понятие — субъект федерации (не известное ранее действовавшей Конституции РФ 1978 г. с последующими изменениями), Конституция подчеркнула, что все они равноправны, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5, части 1, 4). Наряду с равноправием всех субъектов федерации Конституция устанавливает и другие основополагающие принципы федеративного устройства России. Это — государственная целостность: Россия — не союз государств, а единое государство, что обеспечивается, в частности, организацией государственной власти, верховенством федерального права, единым государственным языком (статья 68), единой денежной единицей (статья 75), единым экономическим пространством (статьи 8, 74) и др. Еще один основополагающий принцип Российской Федерации — право народо на самоопределение, что особенно важно для многонациональной страны. Формула Конституции (статья 5, часть 3) “самоопределение народов в Российской Федерации” объясняет известную асимметричность федеративного устройства, что выразилось юридически (не говоря об экономических и иных различиях) в том, что республики в составе федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции (остальные субъекты федерации — уставы), вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68, часть 2). Конституция РФ открывает немалые возможности для дальнейшего развития в ее рамках федеративных отношений на основе взвешенного сочетания интересов федерации и ее субъектов. Демографический фактор — многонациональный состав населения России, наличие на территории почти всех субъектов федерации значительных групп национальных меньшинств — предопределяет важную роль национально-культурной автономии в федеративном устройстве страны. См. также автономия.

Правильное понимание слова "федерация" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация федерация юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх