Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "иммунитет депутатский":
иммунитет депутатский
- это привилегии, которыми закон наделяет депутатов парламента или другого представительного органа государственной власти в целях беспрепятственного осуществления ими своей политической деятельности. Эти привилегии, как правило, предусмотрены в тексте конституции. Первая из них неответственность означает, что за все сказанное и написанное, за позицию при принятии парламентских решений, за голосование и т.п., то есть за свои действия в качестве парламентария и в рамках парламентской деятельности депутат не несет юридической ответственности, в том числе и по истечении срока своих полномочий. Даже по прошествии многих лет бывшего парламентария нельзя привлечь к ответственности за то, что он высказал или как проголосовал в бытность депутатом. Конституционному праву известно лишь одно исключение из правила о неответственности, существующее в некоторых странах: оно не действует в случае обвинения в клевете. Вторая привилегия неприкосновенность: депутат не может быть подвергнут аресту или обыску, кроме случаев задержания на месте преступления; к судебной ответственности депутата можно привлечь лишь с согласия палаты парламента, в которую он избран. В отличие от неответственности, привилегия неприкосновенности действует только в течение срока депутатских полномочий, а в некоторых странах - только в период парламентских сессий. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое и служебное помещения, транспорт, используемые им средства связи. О неприкосновенности депутатов Федерального Собрания РФ говорит статья 98 Конституции РФ: в течение срока полномочий депутаты не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального Прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Федеральный Закон 1994 г. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации дал более широкую в сравнении с Конституцией трактовку иммунитета. Он детализировал правило неответственности и расширил неприкосновенность, добавив к перечню в статье 98 Конституции обыск, право депутата отказаться от дачи свидетельских показаний и распространив неприкосновенность на помещения и транспорт, используемые депутатом. Вместе с тем практика показала, что существует тенденция превратить иммунитет из должностной в личную привилегию, выходящую далеко за пределы собственно депутатской деятельности, и даже использовать его как способ избежать юридической ответственности. В этой связи важное значение имело Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г., подчеркнувшее, что при решении вопросов, связанных с неприкосновенностью депутата следует различать его собственно депутатскую деятельность и действия и поступки, не связанные с таковой. В последнем случае компетентные органы по поручению Генерального Прокурора вправе проводить досудебное расследование дела без предварительного согласия палаты, однако для предания депутата суду согласие палаты необходимо. Решение дать согласие на представление Генерального Прокурора о лишении неприкосновенности принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
Правильное понимание слова "иммунитет депутатский" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация иммунитет депутатский юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.