Поиск:

Юридическое понятие "избирательная кампания"

Смысл слова «избирательная кампания»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "избирательная кампания":

избирательная кампания

- это стадия избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор. Ей предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса — само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах. Не является исключением и основное содержание избирательной кампании — борьба конкурирующих кандидатов за голоса избирателей, разъяснение ими предвыборных программ, достоинств кандидатов и т.п., чему служит активное использование средств массовой информации, встречи с избирателями, социологические опросы и другие избирательные технологии. Средняя продолжительность избирательной кампании — три недели — месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других — дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования. Законодательство большинства стран исходит из принципа свободы выдвижения кандидатов. Формальные требования, предъявляемые к этому процессу, минимальны: при самовыдвижении — поддержка кандидата небольшим числом избирателей округа, где выставляется кандидатура (в среднем 10— 30 подписей); при выдвижении кандидата группой избирателей ее численность не превышает нескольких сот человек; при выдвижении партийных списков требуется, не говоря о технических деталях его оформления, соотносимость числа кандидатов в списке с количеством мандатов, замещаемых в данном избирательном округе. Избирательный закон, по общему правилу, не вмешивается во внутрипартийные отношения, связанные с выдвижением кандидатов политическими партиями. Исключением является законодательство ФРГ, устанавливающее ряд требований к процедуре отбора политическими партиями своих кандидатов, и законодательство США, подробно регламентирующее проведение внутрипартийного выбора кандидатов (праймериз). Во многих странах условием регистрации кандидатов является внесение избирательного залога, который не возвращается, если кандидат не собрал определенного законом минимума голосов (сумма залога, как правило, невелика). Свобода выдвижения кандидатов призвана обеспечить альтернативность выборов. В какой-то мере эта цель достигается, но в целом выдвижение кандидатов монополизировано политическими партиями. Об этом свидетельствует крайне незначительное число независимых кандидатов в парламентах большинства государств. В отличие от процесса выдвижения и регистрации кандидатов проведение предвыборной агитации — объект значительно более жестких законодательных ограничений. Законодательная регламентация избирательной кампании имеет цель, во-первых, не допустить давления на избирателей, введения их в заблуждение, подкупа и т.п.; во-вторых, поставить всех кандидатов в равные условия избирательной борьбы. В этой последней связи для обеспечения “равенства шансов” детально регламентируется порядок проведения предвыборных собраний, изготовления, распространения, расклейки печатных агитационных материалов, разрешенный предел финансовых затрат на ведение предвыборной кампании, размер взносов и гласность источников финансирования при запрещении такового из иностранных источников, паритетный порядок распределения эфирного времени между кандидатами (партиями) как бесплатного, так и оплачиваемого, запрет публикации данных социологических опросов в дни накануне голосования. Наряду с “равенством шансов” обязательными правилами предвыборной борьбы считаются также “лояльность” (кандидат и его команда не должны прибегать к распространению порочащих соперника слухов и иным фальсификациям) и “нейтральность” — невмешательство государственного аппарата, должностных лиц в ход предвыборной борьбы. Избирателю в этот период предоставляется право проверить, занесен ли он в избирательные списки, и в случаях нарушения его избирательного права обратиться в суд. Недостатки парламентских избирательных кампаний во многом являются следствием несовершенства избирательного законодательства: злоупотребления при сборе подписей при выдвижении кандидатов, отсутствие у избирателя практической возможности получить достаточную информацию по составу партийных списков и др.

Правильное понимание слова "избирательная кампания" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация избирательная кампания юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх