Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "компетенция":
компетенция
- это определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. В данном случае не действует правило разрешено все, что не запрещено законом. В числе основных задач, решаемых каждой конституцией, определение и соответственно разграничение компетенции между высшими органами государственной власти (по горизонтали) и разграничение компетенции центральной власти и местного управления (по вертикали). Этот последний аспект разграничение по вертикали особенно значим в конституционном праве государств с федеративным устройством. Четкая фиксация компетенции и их разграничений основной способ реализации принципа разделения властей. Если определенный круг вопросов отнесен к полномочиям одного определенного государственного органа (и тем самым другой орган не вправе заниматься этим кругом вопросов), то говорят об исключительной компетенции данного государственного органа. Однако возможна и совместная компетенция (как по горизонтали, так и по вертикали), когда один и тот же круг вопросов могут решать два и даже более государственных органа, но, как правило, при приоритете одного из них, обычно более высокого в государственной иерархии. Решая вопросы о компетенции, Конституция РФ 1993 г. самого понятия компетенция не использует и либо просто перечисляет полномочия соответствующего органа государственной власти либо употребляет синонимическое понятие , как, например, при разграничении компетенции по вертикали между федерацией и ее субъектами (статьи 71, 72, 73). Статьи 71 и 73 говорят об исключительной компетенции соответственно федерации и субъекта федерации. В главе 4 Конституции РФ определена компетенция Президента РФ по формированию других органов государства (например, назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и назначение по своему усмотрению высшего командования Вооруженных Сил), в сфере отношений с парламентом (назначение выборов в Государственную Думу и роспуск Государственной Думы в предусмотренных законом случаях), в области внешней политики (Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры), в сфере обеспечения государственной безопасности (вводит военное и чрезвычайное положение в случаях, предусмотренных законом). Большинство из этих полномочий принадлежит только Президенту, входит в его исключительную компетенцию. Но есть и такие сферы, действовать в которых правомочны и другие высшие государственные органы: никто, кроме Президента, не может награждать орденами, но вести переговоры и подписывать международные договоры может также Председатель Правительства РФ. В главе 5 Конституции компетенция определена как общая, по существу не ограниченная ничем, кроме Конституции, законодательная компетенция парламента, так и собственная компетенция каждой из палат Совета Федерации (статья 102) и Государственной Думы (статья 103). Статья 114 определяет компетенцию Правительства, статья 125 полномочия Конституционного Суда и т.д. В то же время компетенция некоторых других вводимых ею государственных органов Конституция не определяет, оставляя это в ведении федерального закона. Таковы, например, институт Уполномоченного по правам человека, Счетная палата. В отличие от прежних конституций по существу не определена компетенция Генерального прокурора.
Правильное понимание слова "компетенция" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация компетенция юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.