Поиск:

Юридическое понятие "межгосударственные объединения"

Смысл слова «межгосударственные объединения»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "межгосударственные объединения":

межгосударственные объединения

- это образования (союзы) государств, ставящих целью экономическую и (или) политическую интеграцию государств-участников (например, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств — СНГ). Межгосударственные объединения сходны с международными организациями (в основе тех и других лежит международный договор), но существенно отличаются от них по целям, масштабам полномочий, передаваемых им государствами-участниками, возможностью использования надгосударственных конфедеративных форм объединения; они построены, как правило, на региональной основе. Образования такого типа, в том числе СНГ, имеет в виду статья 79 Конституции РФ, согласно которой Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, но при двух условиях: во-первых, это не должно влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и, во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ. Этим условиям соответствует участие РФ в образованном в 1991 г. СНГ, в которое входит большинство бывших союзных республик СССР. Россия играет в СНГ особую роль благодаря размерам ее территории, численности населения и экономическому потенциалу. В 1993 г. принят Устав СНГ. Он устанавливает, что государства-члены СНГ — самостоятельные субъекты международного права, так как СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Цель СНГ — сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах. Устав предусматривает семь сфер совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, сотрудничество в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил. Выход из СНГ свободный (необходимо лишь письменное заявление за 12 месяцев). Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие только в отдельных видах деятельности СНГ (см. ассоциированное государство). Для координации деятельности СНГ созданы специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет. Несмотря на то что все государства-участники признают необходимость тесной координации в экономической и некоторых других сферах, взаимодействие в рамках СНГ еще не достаточно эффективно, что обусловлено прежде всего тем, что государства-члены переживали период утверждения новой суверенной и независимой государственности. Однако тенденция к интеграции, прежде всего экономической, очевидна.

Правильное понимание слова "межгосударственные объединения" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация межгосударственные объединения юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх