Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "налоги":
налоги
- это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Налоги предмет конституционного регулирования в трех основных аспектах: какие государственные органы вправе устанавливать налоги; как разграничивается в сфере налогообложения компетенция центральной и местной властей, что особенно значимо для государств с федеративным устройством; наконец, какие взаимные права и обязанности несут государство и граждане в этой сфере. Исторически вопрос о налогах сыграл важную роль в формировании парламентаризма: одна из первых привилегий, завоеванных представительными органами, запрет монархической власти устанавливать налоги без их согласия. На этой основе сложилось правило, закрепленное уже ранними конституциями (например, США) и ставшее общим принципом современного конституционного права: налоги могут вводиться и изменяться только законом. Что касается системы налогов, порядка их взимания и т.п., то к этим вопросам обращаются лишь некоторые конституции (например, Основной закон ФРГ). В государствах с федеративным устройством вопрос о налогах (и прежде всего о порядке их распределения) является одним из основных в отношениях федерация субъект федерации. Как правило, конституции федеративных государств относят этот вопрос прямо или косвенно к совместной компетенции федерации и ее членов. Этого нет в унитарных государствах, хотя и в этих государствах конституции предоставляют региональным представительным органам право вводить и взимать местные налоги и сборы. Конституция РФ 1993 г. относит установление общих принципов налогообложения и сборов к совместному ведению федерации и ее субъектов (статья 72, пункт и). Что касается федеральных налогов и сборов, то это предметы исключительного ведения федерации в соответствии с общими принципами налогообложения, равно как и осуществление субъектом федерации собственных полномочий в сфере налогообложения, а также осуществление права местных органов самоуправления устанавливать местные налоги и сборы. Учитывая важность налогового законодательства, Конституция РФ устанавливает, что законы о федеральных налогах и сборах подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106, пункт б). Очевидно в таком же порядке должен приниматься и федеральный закон об основных принципах налогообложения, если таковой будет принят в соответствии с пунктом и статьи 72 Конституции РФ. Как ни первостепенна роль законодательного органа в сфере налогообложения, необходимы известные сдержки против возможных недостаточно экономически обоснованных и популистских решений. Этому служит правило части 3 статьи 104 Конституции: законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут вноситься в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. Уплата налогов одна из конституционных обязанностей гражданина. Установленная статьей 57 Конституции РФ, она полностью соответствует мировой конституционной практике, начиная от французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Налоги обязаны платить иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, занимающиеся деятельностью, которая по российскому законодательству подлежит налогообложению. В свою очередь граждане могут требовать, чтобы государство придерживалось сложившегося в ходе истории принципа налоги не должны быть чрезмерными. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Хотя Конституция РФ особо оговаривает это правило (статья 57) при издании федеральных законов, касающихся налогов и сборов, оно неоднократно нарушалось. К числу факторов, ухудшающих положение налогоплательщиков, следует отнести и требование уплаты налогов вперед. Конституция это лишь основа для создания рациональной налоговой системы, детальная разработка которой задача особой отрасли налогового законодательства, которое пока еще в РФ весьма несовершенно.
Правильное понимание слова "налоги" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация налоги юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.