Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "отрешение от должности президента (импичмент)":
отрешение от должности президента (импичмент)
- это привлечение президента к юридической ответственности, влекущее отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией. В принципе президент, как глава государства, не несет ни политической, ни тем более юридической ответственности за свои действия. В отличие от правительства он даже при парламентарной форме правления не ответствен перед парламентом. Политическая неответственность президента гарантируется институтом контрасигнатуры. Тем не менее в особых случаях президент подлежит ответственности, и это предусмотрено конституциями большинства государств. Например, Конституция Италии (статья 90) гласит: Президент республики не ответствен за акты, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену и посягательство на конституцию. Это наиболее типичные для современного конституционного права основания импичмента. Процедуры импичмента таковы: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает другая (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит другой орган (в ФРГ Федеральный Конституционный суд, во Франции Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев импичмента не встречалось. В США под угрозой импичмента в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отрешения от должности президента по обвинению в коррупции (например, в Бразилии в 1993 г.). Конституция РФ 1978 г. (с последующими поправками) предусматривала, что основаниями отрешения Президента от должности являются нарушение конституции и законов, данной им присяги. В условиях конфронтации представительной и исполнительной властей Съезд народных депутатов РФ стремился к расширению списка таких оснований и даже предпринимал практические, но безуспешные попытки отрешения Президента РФ от должности, что вело к политической дестабилизации в стране. Конституция РФ 1993 г. установила более жесткие рамки для процедуры импичмента. Президент может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления (статья 93). Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее одной трети депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней. В процессе обсуждения заслушивается предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признает выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации. Согласно части 3 статьи 93, решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Конституция РФ не предусматривает применения импичмента в отношении других федеральных должностных лиц, в частности министров, как это имеет место в некоторых странах.
Правильное понимание слова "отрешение от должности президента (импичмент)" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация отрешение от должности президента (импичмент) юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.