Поиск:

Юридическое понятие "парламентские выборы"

Смысл слова «парламентские выборы»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "парламентские выборы":

парламентские выборы

- это общенациональные выборы представительного и законодательного государственного органа страны. В демократически ориентированных странах выборы имеют большое политическое значение, поскольку определяют (при парламентской форме правления в большей степени, при президентской — в меньшей), какие политические партии и силы придут к руководству государством. Парламентские выборы важны также как показатель настроений и предпочтений населения Это одна из главных форм представительной демократии. Путем прямых выборов повсеместно формируется нижняя палата парламента, а нередко и верхняя (см. двухпалатная система). Как правило, парламентские выборы проводятся на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. Избирательная система и порядок проведения избирательной кампании определяются законом. Парламентские выборы бывают очередными (по истечении конституционного срока полномочий ранее избранного парламента), промежуточными (когда одна из палат избирается по частям) и досрочными (в случае роспуска парламента). Периодичность и время проведения парламентских выборов устанавливаются конституцией и избирательным законом, а конкретная их дата — главой государства или правительством. Дополнительные парламентские выборы проводятся в случае вакантности депутатских мест в странах, где действует мажоритарная избирательная система. В странах, где действует пропорциональная избирательная система, дополнительные выборы не проводятся и вакантные депутатские места замещаются кандидатами партийных списков. Согласно статье 96 Конституции РФ, Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания РФ — избирается на четыре года. Такова и периодичность соответствующих парламентских выборов. Она меньше для Государственной Думы первого созыва, поскольку в порядке исключения она избрана в декабре 1993 г. сроком на два года (Конституция РФ, раздел 2, пункт 7, ныне утративший силу). Дату новых выборов в связи с окончанием четырехлетнего срока легислатуры назначает Президент РФ. Сроки, в которые он должен сделать это, определяет Федеральный закон “О выборах Государственной Думы Федерального Собрания РФ”. Если выборы по какой-либо причине задержались или не состоялись (например, по причине неявки необходимого числа избирателей), то Государственная Дума продолжает действовать в прежнем составе, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 99 Конституции РФ полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются с началом работы вновь избранной Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы дата новых парламентских выборов должна быть назначена так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (Конституция РФ, статья 109, часть 2). Первые свободные демократические парламентские выборы состоялись в РФ в 1989 г., однако они проходили при однопартийной системе, при еще сохранявшей сильное влияние КПСС. Шагом вперед к демократическому мировому стандарту стали выборы в Государственную Думу и Совет Федерации в декабре 1993 г., проходившие на многопартийной основе в условиях острой конкуренции различных политических сил. Это были подлинно альтернативные парламентские выборы, на которых в условиях свободной состязательности политических сил была обеспечена свобода волеизъявления избирателей. В 1995 г. состоялись новые очередные выборы в Государственную Думу, также в целом отвечавшие, несмотря на некоторые несовершенства избирательного законодательства, демократическим стандартам. В этот же период выборы представительных органов состоялись практически во всех субъектах федерации.

Правильное понимание слова "парламентские выборы" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация парламентские выборы юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх