Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "партийные списки":
партийные списки
- это списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями и избирательными объединениями (блоками) на выборах в представительные органы, проводимые по пропорциональной избирательной системе. В избирательной практике применяются как списки, в которых число кандидатов должно точно соответствовать числу приходящихся на избирательный округ мандатов, так и списки, в которых число кандидатов может быть меньше числа мандатов или наоборот (встречается чаще), больше числа мандатов, но не свыше установленного законом максимума. В зависимости от правил, применяемых при распределении мандатов внутри партийных списков, различают жесткие (или связанные) списки и свободные списки. При системе жестких списков порядок расположения в списке кандидатов, установленный политической партией, не может быть изменен избирателями, они голосуют за список в целом, а полученные списком мандаты распределяются по очередности, установленной списком. При системе свободных списков избиратель также голосует за список в целом, но он может выразить свое отношение к конкретным кандидатам, указав, кто из них и в какой последовательности должен, по его мнению, получить мандат (так называемое преференциальное голосование). В этом случае распределение мандатов внутри партийного списка осуществляется по числу полученных кандидатами преференций (предпочтений) и избранными могут оказаться кандидаты, занимающие различные места в списке. Партийные списки играют важную роль и при возникновении вакансий депутатских мест, позволяя замещать их без проведения дополнительных выборов. При системе жестких списков вакансия замещается следующим по списку кандидатом, при системе свободных списков кандидатом, получившим большее количество преференций. В Российской Федерации на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания применяется смешанная избирательная система, при которой половина состава Думы 225 депутатов избираются по партийным спискам (спискам избирательных объединений). Для того чтобы подготовленный избирательным объединением список кандидатов был зарегистрирован, то есть допущен к выборам, требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 100 тыс. избирателей (на выборах 1993 г.) и не менее 200 тыс. (на выборах 1995 г.), из которых на один субъект Российской Федерации не могло приходиться более 15%. Списки были жесткими. Число кандидатов в партийном списке может превышать число мандатов, но не более чем на 20%. Размеры партийных списков, число кандидатов в каждом из них стали очевидным несовершенством избирательной системы. Поскольку вся страна считается единым общефедеральным избирательным округом, списки оказались в большинстве своем весьма громоздкими, как правило, от примерно 100 до 200 с лишним имен. В избирательных бюллетенях указывались лишь фамилии трех первых кандидатов, возглавлявших партийные списки. Таким образом, избиратели были фактически лишены возможности оценить персональный состав партийного списка в целом. Иное дело, когда выборы по пропорциональной системе проводятся по избирательным округам и партийным спискам в каждом округе значительно меньше по размеру и в большей степени рассчитаны на избирателей данного округа.
Правильное понимание слова "партийные списки" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация партийные списки юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.