Поиск:

Юридическое понятие "права человека и гражданина"

Смысл слова «права человека и гражданина»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "права человека и гражданина":

права человека и гражданина

- это важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества; непременный атрибут демократического правового государства. Один из важнейших показателей соответствия политической и правовой системы государства современным международно-правовым стандартам. Призван обеспечить достойную и безопасную жизнь человека, возможность его свободной жизнедеятельности в сложных условиях современного общества. На первом этапе развития института прав человека и гражданина, начало которому положила французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., складывался первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право, урезанное, впрочем, многими цензами — имущественными, по признаку пола и др.). На следующем этапе, под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам добавляются социально-экономические права (на труд, отдых, социальную помощь и т.д.). Однако решающий качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина происходит во второй половине XX в., в немалой мере как реакция на трагический опыт тоталитарных режимов. Существенно расширяется уже сложившийся каталог гражданских, политических и социально-экономических прав. Они дополняются новыми “поколениями прав” — правом на жизнь, правом на благоприятную окружающую среду, правом на информацию и др. В этот период ведущую роль в развитии института прав человека и гражданина приобретает международное право. Такие его основополагающие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и последовавшие в его развитие документы создали масштабный международный стандарт каталога прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, воспринятый конституционным правом государств-участников. В России развитие института прав человека и гражданина оказалось сложным и трудным процессом. В дореволюционный период сказались запоздалая отмена крепостного права и утвердившиеся на его основе стереотипы отношений властей и подданных, законодательное закрепление сословных и национальных различий. При советской власти личность и ее права были оттеснены на задний план классовым подходом, приоритетом интересов коллектива и государства над личными; в первые десятилетия советской власти само понятие “права человека” было исключено из политического и юридического словаря как буржуазное. Появившаяся в Конституции СССР 1936 г. глава о правах и обязанностях личности носила в условиях тоталитарного режима и массовых политических репрессий сугубо декларативный характер. Воздействие международного права нашло известное отражение в Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Однако господствовала концепция, согласно которой само государство наделяет своих граждан определенными правами и свободами, которые должны осуществляться исключительно в соответствии с целями государства: идея неотчуждаемых нрав человека отрицалась. Только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства ситуация стала меняться. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст Конституции РФ. Конституция РФ 1993 г. исходит из того, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (статья 2). Эта принципиальная установка является одной из основ конституционного строя страны; она предопределяет роль и значение, которое Конституция придает правам и свободам человека и гражданина. Ее общие положения в этой связи таковы: — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; — в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в особо оговоренных Конституцией целях (статья 55, часть 3), а также частично (за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 56, часть 3) в условиях чрезвычайного положения — каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международно-правовым стандартам; — права и свободы человека принадлежат ему от рождения; — в соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; — нормы Конституции о правах и свободах человека являются непосредственно действующими; — права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления; им гарантирована судебная защита; — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция РФ в главе 2 “Права и свободы человека и гражданина” не дает их классификации по видам. Следуя сложившейся в конституционной доктрине традиции, можно разбить содержащиеся в ней права и свободы на несколько видов. К гражданским (личным) правам и свободам человека относят: право на жизнь; право на свободу и неприкосновенность личную, частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу мысли; свободу выбора национальности и выбора языка общения. К политическим правам и свободам относят: свободу слова; право на объединение; право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия; право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Особенность политических прав состоит в том, что они в ряде случаев предоставляются только российским гражданам. Терминологически это находит выражение в формуле “граждане РФ имеют право” в отличие от формулы “каждый имеет право”, когда соответствующее право предоставлено не только гражданам РФ, но и другим лицам. К социально-экономическим и культурным правам относятся: право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность; право частной собственности, включая право собственности на землю; право на труд и свободу труда; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; право на благоприятную окружающую среду; свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания (см. интеллектуальная собственность). Сюда же может быть отнесена защита государством материнства и детства. Данная классификация в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам: так, например, право на труд, будучи по содержанию социально-экономическим, вместе с тем близко неотчуждаемым правам человека. Кроме того, к приведенной классификации следует добавить еще один вид — права, призванные обеспечить должную правовую процедуру и иные гарантии судебной защиты прав граждан, как-то: право судебного обжалования актов органов государственной власти и должностных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности и некоторые др. Государство гарантирует защиту прав и свобод человека, и сам он вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каталог прав, содержащийся в Конституции, не является исчерпывающим; то, что в данный каталог вошли именно эти права и свободы, не должно толковаться как умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина. Это правило (статья 55, часть 1) тем более важно потому, что институт прав и свобод и в конституционном, и в международном праве находится в постоянном развитии. Конституция не просто перечисляет права; в большинстве случаев она говорит также об условиях и мерах, призванных гарантировать соответствующее право. Конституция не выделяет в особый подраздел обязанности гражданина (как и большинство зарубежных конституций) и называет только три из них: обязанность платить налоги, охранять окружающую среду и защищать Отечество (нести военную службу в соответствии с федеральным законом). Реализация широкого круга конституционных прав и свобод российского гражданина во многом зависит от успеха экономических преобразований, политического климата в стране, повышения правовой культуры управления и в немалой степени от умения самого гражданина пользоваться этими правами.

Правильное понимание слова "права человека и гражданина" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация права человека и гражданина юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх