Поиск:

Юридическое понятие "правительство"

Смысл слова «правительство»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "правительство":

правительство

- это один из важнейших государственных органов, возглавляющий исполнительную ветвь власти и всю систему входящих в нее органов. Независимо от партийной характеристики правительства (однопартийное, коалиционное, беспартийное), а также порядка его формирования (парламентом или президентом) оно всегда играет огромную, часто определяющую роль в механизме государственной власти как ключевое звено государственного управления, принятия важнейших внутригосударственных и внешнеполитических решений. Под руководством правительства действуют все системы исполнительных органов, в том числе органы поддержания внутреннего порядка и внешней безопасности. При парламентской форме правления в руках главы правительства (канцлер ФРГ, премьер-министр Великобритании) сосредоточена вся полнота управления; несколько меньше, но также масштабны полномочия премьер-министра и самого правительства в полупрезидентских республиках. В президентских республиках (например, США) главой исполнительной власти является президент, правительства как такового нет (оно заменено кабинетом — совещательным и исполнительным органом при президенте) и соответственно нет премьер-министра. Раздел о правительстве непременная часть большинства действующих конституций: в них определяются способ формирования правительства, его основные функции, взаимоотношения с парламентом и главой государства, форма нормотворческой деятельности, функции и полномочия председателя правительства (премьер-министра, канцлера). Конституция РФ посвящает Правительству РФ главу 6 (110). Изменено официальное название правительства: не Совет Министров, как раньше, а Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть (часть 1 статьи 110). Процедура формирования Правительства состоит из двух стадий. На первой стадии Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (статья 111, часть 1). Это означает, что предложенная Президентом кандидатура подлежит утверждению Государственной Думой. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (часть 3 статьи 111). Вторая стадия — назначение по предложению Председателя Правительства Президентом членов Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров (статья 83, пункт “д”). Должностные лица, не имеющие ранга федерального министра, в состав Правительства РФ не входят. Срок деятельности сформированного Правительства РФ Конституция не устанавливает. По разным основаниям оно может уйти в отставку само или оказаться в отставке по решению Президента, в частности в случае вотума недоверия, выраженного ему Государственной Думой. В обязательном порядке Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (статья 16). После вступления в должность вновь избранного Президента формируется новое Правительство. Работу Правительства РФ организует и определяет основные направления его деятельности Председатель. Он же руководит заседаниями Правительства. Согласно пункту “б” статьи 83 Конституции, право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент. При временном отсутствии Председателя или по его поручению деятельностью и заседаниями Правительства руководит один из его первых заместителей (в сформированном после президентских выборов 1996 г. Правительстве таковых было шесть). Для обеспечения своей деятельности Правительство создает аппарат Правительства, руководитель которого назначается и освобождается Президентом по представлению Председателя Правительства. В отличие от конституций многих зарубежных государств Конституция РФ в статье 114 перечисляет основные сферы деятельности правительства: подготовка и исполнение бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, равно как и политики в области культуры, экономики и других социальных сфер; управление федеральной собственностью, обеспечение обороны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан. Однако данный в тексте части 1 статьи 114 перечень не является исчерпывающим; согласно пункту “ж” той же статьи, оно осуществляет ныне полномочия, возложенные на него конституционными нормами, законами, указами Президента. Правительству предоставлено право законодательной инициативы (статья 104, часть 1), право издания постановлений (как правило, нормативного характера) и разовых по преимуществу распоряжений. Это подзаконные акты, издаваемые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. В случае противоречия постановлений Правительства этим актам Президент может их отменить (статья 115, часть 3). Кроме того, нормативные акты Правительства могут быть признаны недействительными Конституционным Судом в случае их несоответствия Конституции. Делегированного законодательства Конституция РФ не предусматривает. Правительство за свою деятельность несет двойную политическую ответственность: перед Президентом, который может принять решение о его отставке, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии. Однако ответственность Правительства перед Государственной Думой ограничена соответствующими правомочиями Президента, который может не согласиться с решениями Государственной Думы. Если она в течение трех месяцев после принятия решения о недоверии примет его повторно, Президент может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. В случае отказа в доверии, вопрос о котором поставил перед Государственной Думой Председатель Правительства, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Детализировать нормы Конституции РФ о Правительстве призван федеральный конституционный закон, издание которого предусмотрено Конституцией (статья 114, часть 2). В Российской Федерации существуют также правительства республик, входящих в ее состав, правительства некоторых других субъектов федерации, например Москвы. Их правовой статус, взаимоотношения с другими государственными органами республик определяются конституциями и уставами соответствующих субъектов федерации.

Правильное понимание слова "правительство" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация правительство юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх