Поиск:

Юридическое понятие "пропорциональная избирательная система"

Смысл слова «пропорциональная избирательная система»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "пропорциональная избирательная система":

пропорциональная избирательная система

- это применяется только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной избирательной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах. Техника пропорциональной системы, как правило, такова: каждый субъект федерации (например, земля, автономный округ) или административно-территориальная единица (область, департамент) рассматриваются как избирательный округ, избирающий определенное число депутатов соответственно численности своего населения. Партии представляют списки, где число кандидатов равно или, что встречается чаще, несколько больше числа подлежащих замещению мандатов. Партия завоевывает столько мандатов, сколько раз определяемая математическим путем избирательная квота (метр) укладывается в число полученных списком партии действительных голосов. Порядок определения квоты устанавливается законом, при этом применяются различные способы (их называют по имени авторов — метод Хэра, метод д’Онтда и др.). В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5% (так называемый “заградительный барьер”, призванный воспрепятствовать чрезмерной дробности политических групп в парламенте). Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной состоит в том, что при сложившейся стабильной, относительно немногочисленной партийной системе она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Недостаток же заключается в том, что пропорциональная система делает выборы в значительной мере безличностными — многие кандидаты в партийных списках мало известны избирателям. Если в выборах участвует чрезмерно большое число политических партий и движений при высоком “заградительном барьере”, это чревато тем, что парламент не отразит в своем составе волю большого числа избирателей, проголосовавших за непрошедшие партии. Ныне во все большем числе стран пропорциональная система применяется в сочетании с мажоритарной (так называемая смешанная система). Положение о выборах депутатов Государственной Думы, на основе которого проводились выборы 12 декабря 1993 г., также предусматривало сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Половина численности палаты — 225 депутатов — было избрано по пропорциональной системе. Выборы проводились по общефедеральному избирательному округу, то есть вся страна рассматривалась как один избирательный округ. Учитывая масштабы России, это было весьма спорное решение, и во всяком случае партийные списки оказались чрезмерно громоздкими (для сравнения: в 1917 г. выборы в Учредительное собрание России проводились по пропорциональной системе, но страна была разбита на избирательные округа). Право выдвижения общефедеральных списков предоставлялось только зарегистрированным партиям и избирательным объединениям. Списки кандидатов были жесткими, порядок размещения в них кандидатов, а также деление списка на региональные группы определялись выдвинувшим его избирательным объединением (см. также партийные списки). Распределение мандатов по спискам производилось по методу Хэра (квота определяется путем деления всех действительных поданных голосов на число распределяемых мандатов). К распределению мандатов допускались избирательные объединения, преодолевшие пятипроцентный “заградительный барьер”: из 13 избирательных объединений, участвовавших в выборах, пять не смогли этого сделать. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” сохранил с небольшими модификациями смешанную избирательную систему, примененную на выборах 1993 г. В результате на парламентских выборах в декабре 1995 г. из 43 избирательных объединений и блоков, которые смогли зарегистрировать свои списки (и тем самым участвовать на выборах в стадии голосования), пятипроцентный “заградительный барьер” преодолели лишь четыре избирательных объединения, за которые отдали свои голоса в общей сложности 50,5% участвовавших избирателей. Соответственно 49,5 % избирателей не добились желаемого результата, а их голоса оказались распределенными между избирательными движениями, за которые они не голосовали. Здесь особенно явственно проявились недостатки пропорциональной системы при несложившейся партийной системе, недостаточно строгих требованиях, предъявляемых к партиям (движениям), желающим участвовать в выборах, и высоком “заградительном барьере”.

Правильное понимание слова "пропорциональная избирательная система" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация пропорциональная избирательная система юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх