Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "разделение властей":
разделение властей
- это принцип организации и осуществления государственной власти. Впервые юридически закреплен в Конституции США 1787 г., теоретически был сформулирован учеными XVII в. Дж. Локком и Ш. Монтескье. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (Локк и Монтескье имели в виду абсолютного монарха) или одного органа, а должна во избежание деспотизма быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции этих трех ветвей власти, наличие систем сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие. В то же время принцип разделения властей не исключает, а предполагает взаимодействие властей (достаточно четко сбалансированное), единство государственного механизма. Принцип разделения властей действует и в другом, вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональными (местными). Это особенно существенно при федеративном устройстве государства. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и, наоборот, чрезмерная компетенция местных властей может отрицательно сказаться на общегосударственных интересах. Степень жесткости в реализации принципа разделения властей в разных странах неодинакова и наиболее сильна в президентских республиках. Но во всех случаях разделение властей необходимый атрибут демократического правового государства. Исходя из понимания государственной власти как господства определенного класса, марксизм-ленинизм и основанное на этой идеологии конституционное право отрицали разделение властей, считая этот буржуазный принцип в лучшем случае лишь техническим приемом государственного управления. Практически это вылилось в сверхцентрализованную систему единовластного бесконтрольного, ничем не ограниченного правления КПСС. В ходе политических реформ конца 80-х начала 90-х гг. в Конституцию РФ в числе ее основополагающих принципов было внесено и разделение властей. Однако этот общий принцип вошел в противоречие с конституционными нормами, определявшими компетенцию высших органов государства в соответствии со старой моделью одновластия советов. Конституция РФ 1993 г. относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. В соответствии со статьей 10 государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием парламентом Российской Федерации, исполнительная власть Правительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная власть Конституционным Судом РФ и системами общих и арбитражных судов во главе, соответственно, с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Президент РФ является главой государства, он гарант Конституции РФ и в качестве такового обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства.
Правильное понимание слова "разделение властей" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация разделение властей юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.