Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "референдум":
референдум
- это решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей. Референдум имеет много общего с выборами (один и тот же избирательный корпус, процедура голосования и др.), однако отличие заключается в том, что выборы это избрание лиц, а референдум решение вопросов. В современном конституционном праве термин референдум почти полностью вытеснил ранее распространенное наименование плебисцит. Референдум важнейший институт непосредственной демократии. Особенно важное значение имеют общенациональные референдумы, проводимые в масштабе всей страны. По вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы, соответственно в масштабах субъекта федерации, города, муниципального округа. Референдум предусмотрен конституциями многих стран. Во второй половине XX в. этот институт неоднократно использовался во Франции, Италии и других государствах Европы, не говоря уже о Швейцарии, где референдум издавна занимает особое место в политической жизни федерации (свыше 250 референдумов с даты ее образования). Значимость референдума подчеркнули процессы политических преобразований в государствах Восточной Европы и интеграционные процессы в Западной Европе (вступление в Европейский Союз и ратификация Маастрихтских соглашений в ряде стран должны были быть подтверждены референдумом). В то же время ряд государств, например Великобритания, ФРГ, сдержанно относятся к институту референдума. Во второй половине XX в. есть примеры (еще чаще они встречались в прошлом) использования референдума для легитимизации авторитарных и диктаторских режимов. Как правило, эти референдумы проводились в обстановке, исключавшей свободное волеизъявление населения. Однако это не снижает значения референдума как важнейшего института непосредственной демократии, подобно тому как несвободные выборы не меняют демократическую природу всеобщих выборов как таковых. Зарубежные конституции предусматривают различные виды референдума и форм его проведения. Особо выделяются вопросы, по которым проведение референдума обязательно (чаще всего принятие конституции и поправок к ней). Некоторые конституции перечисляют круг вопросов, по которым можно или, наоборот, нельзя проводить референдумы (например, нельзя проводить референдум по вопросам о налогах, бюджете, амнистии). В ряде стран на референдум могут ставиться только законы или законопроекты, однако практически и в такой форме на референдум может быть поставлен почти любой вопрос. В 1969 г. во Франции, где предусмотрен именно такой законодательный референдум, практически решился вопрос не о судьбе вынесенных на голосование законопроектов, а о доверии президенту де Голлю. Как правило, правом назначения референдума наделяется глава государства. Вопрос, выносимый на референдум, формулируется таким образом, чтобы избиратель мог дать на него однозначный ответ да или нет; значительно реже избиратель должен выбрать одно из двух или нескольких альтернативных решений. Далеко не во всех странах для признания референдума состоявшимся требуется участие в нем более половины избирательного корпуса; отсутствует и требование абсолютного большинства голосов для принятия решения; достаточно, чтобы число голосов да превышало число голосов нет или наоборот. Положения Конституций СССР о референдуме в течение многих лет оставались мертвой буквой. Первый и последний референдум в масштабах СССР состоялся незадолго до распада Союза ССР. В Российской Федерации Закон О референдуме был принят в 1990 г. Проводившиеся после этого общефедеральные референдумы были событиями большой общественно-политической значимости. Референдум 25 апреля 1993 г. подтвердил доверие населения президентскому курсу экономических и политических реформ. 12 декабря 1993 г. на общефедеральном референдуме была принята новая Конституция РФ. В референдуме приняло участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из которых 58,64% проголосовали за принятие Конституции. Проводились также референдумы в республиках в составе РФ, областные и городские референдумы. Так, например, на усмотрение жителей был вынесен вопрос о переименовании Ленинграда, и большинство участников референдума предпочло название Санкт-Петербург. Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3). Конституция не ограничивает применение референдума определенным кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путем референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3). В октябре 1995 г. принят Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации, в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума. Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума. На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти так называемые консультативные референдумы юридической силы не имеют.
Правильное понимание слова "референдум" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация референдум юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.