Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "роспуск парламента":
роспуск парламента
- это прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов. Институт роспуска парламента элемент системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. При форме правления, предусматривающей ответственность правительства перед парламентом, институт роспуска парламента выступает как сдержка и противовес неприемлемому для правительства (или главы государства) курсу парламента, как одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса, наконец, как следствие недееспособности парламента данного состава. Подобно тому как парламент вправе отправить правительство в отставку, заменив его новым, глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы. Для института роспуска парламента при демократическом режиме характерна именно эта двуединая юридическая связка прекращение деятельности данного состава парламента и назначение новых выборов. Выражение досрочный роспуск некорректно, поскольку роспуск, по определению, происходит до окончания срока, на который избран парламент, но за его роспуском следуют досрочные выборы. Традиционный для европейских конституций роспуск парламента в Российской Федерации впервые введен Конституцией 1993 г. Отсутствие этого института способствовало затянувшемуся противостоянию законодательной и исполнительной властей и привело к острейшему политическому кризису в сентябре октябре 1993 г. Применительно к двухпалатным парламентам, каким является Федеральное Собрание РФ, термин роспуск парламента неточен в том плане, что распускается лишь одна палата парламента, та, которая участвует в формировании Правительства и может вынести ему вотум недоверия Государственная Дума (Конституция РФ, статья 109). К роспуску парламента, как к событию в целом нежелательному, Конституция РФ подходит строго ограничительно. В отличие от многих европейских конституций, не устанавливающих определенных, конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ ограничивает возможность роспуска парламента двумя ситуациями: конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (статья 111) и конфликтная кризисная ситуации в отношениях Государственная Дума Правительство РФ. Во втором случае Президент РФ поставлен перед вопросом кто прав? и в соответствии с ответом на этот вопрос или отправляет в отставку Правительство, или распускает Государственную Думу. Вновь избранная Государственная Дума должна начать свою работу не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Исходя из того же подхода, Конституция устанавливает ряд правил, ограничивающих возможность роспуска Государственной Думы. По основаниям, предусмотренным статьей 117 (Конфликт между Государственной Думой и Правительством) она не может быть распущена в течение первого года ее деятельности. Президенту РФ не дано права распускать Государственную Думу в ситуациях, когда это связано с его личными политическими интересами. Таких ситуаций две: в случае возбуждения Государственной Думой процедуры отрешения Президента РФ от должности (Конституция, статья 93) и в последние шесть месяцев до окончания срока президентских полномочий. Нельзя распустить Государственную Думу, если на всей территории России введено военное или чрезвычайное положение: в такой особой, экстремальной ситуации государство не может оставаться без действующего парламента.
Правильное понимание слова "роспуск парламента" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация роспуск парламента юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.