Поиск:

Юридическое понятие "законодательный процесс"

Смысл слова «законодательный процесс»

Какой смысл юристы вкладывают в эту версию трактовки слова "законодательный процесс":

законодательный процесс

- это строго регламентированная процедура принятия закона, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу. Детальная регламентация всех стадий этого процесса — необходимое условие издания законов, отвечающих и по содержанию и по юридической технике предъявляемым им высоким требованиям. От законодательного процесса следует отличать законоподготовительную деятельность — подготовку законопроектов, вносимых затем в парламент. В отличие от законодательного процесса, законоподготовительная деятельность не является предметом единой обязательной регламентации: как ее организовать, решают заинтересованные органы, прежде всего правительственные, от которых, как показывает мировая парламентская практика, исходит подавляющее большинство (до 75— 80%, в России значительно меньше) законопроектов (и соответственно принимаемых законов). Законодательный процесс проходит в парламенте несколько стадий. Те из них, где законопроекты рассматриваются на заседании палаты, называются чтениями. Другие стадии проходят в парламентских комитетах и называются комитетскими. В каждой стране законодательный процесс имеет свои особенности; тем не менее общая схема возможна. Первая стадия начинается внесением законопроекта в палату, на что правомочны лишь определенные конституцией субъекты законодательной инициативы. В одних странах, где парламент двухпалатный, законопроект может быть внесен в любую из палат (Италия, Франция), в других — только в нижнюю палату (США, Нидерланды). Эта стадия носит формальный характер и по существу сводится к принятию законопроекта к рассмотрению и передаче его в соответствующий парламентский комитет (по английской модели это считается первым чтением). После стадии изучения законопроекта в комитете он с заключением последнего выносится на обсуждение палаты по существу (концепция будущего закона, его основные положения): это первое чтение (по английской модели — второе). После обсуждения законопроект вновь возвращается в комитет для учета итогов обсуждения в палате и работы над текстом закона. За этой комитетской стадией следует второе чтение (по английской модели — третье), где обсуждаются конкретные поправки, дополнения и иные постатейные корректировки законопроекта (принципиальные возражения “против” на этой стадии не допускаются). Второе чтение часто завершается голосованием по законопроекту в целом. Возможно и третье чтение для окончательного уточнения текстов больших и сложных или особо важных законопроектов. Такова общая схема, которая может иметь ряд особенностей в зависимости от того, идет ли речь о крупном законопроекте, затрагивающем общественный интерес, или о частном вопросе, а также от того, кем внесен законопроект — правительством или депутатами. Эта схема не распространяется на порядок изменения конституции и внесения в нее поправок. Особый порядок прохождения установлен для финансовых законопроектов. Согласно статье 104 Конституции РФ 1993 г., законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты финансового характера могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Эта же статья определяет круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Таким образом, сама Конституция затрагивает только первую и последнюю стадии законодательного процесса в Государственной Думе. Он определен в развернутом виде в Регламенте палаты и в целом воспроизводит приведенную выше схему трех чтений. Одно из малооправданных отступлений состоит в том, что вопрос о принятии законопроекта к рассмотрению решает Совет Думы и направляет его в соответствующий комитет; тем самым палата в целом не участвует даже формально в принятии законопроекта к рассмотрению. Другое отступление — практика принятия палатой закона сразу в трех чтениях, что искажает принципиальную основу законодательного процесса и, в частности, не дает возможности заинтересованным обладателям права законодательной инициативы высказать свое мнение. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение другой палаты — Совета Федерации. В этой палате законодательный процесс (как и в большинстве двухпалатных парламентов) значительно проще и состоит из одного чтения, на которое поступивший закон выносится с заключением соответствующего комитета Совета Федерации. Более того, поступивший закон может вообще не быть вынесен на рассмотрение Совета, если он одобрен соответствующим комитетом и это одобрение не вызвало возражения Председателя Совета Федерации. Закон также считается одобренным без обсуждения, если таковое не последовало в течение 14 дней после поступления его в Совет Федерации. Одобренный закон передается Президенту РФ для подписания и обнародования (см. промульгация). Взаимодействие палат Федерального Собрания и промульгация закона главой государства предполагают ряд дополнительных стадий законодательного процесса, а именно: повторное рассмотрение каждой из палат закона, полностью или частично отклоненного Президентом (см. вето); повторное рассмотрение Государственной Думой федеральных законов, не получивших одобрения Совета Федерации (включая согласительные процедуры).

Правильное понимание слова "законодательный процесс" основывается на юридических практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация законодательный процесс юристами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх